Меню сайта
Меню сайта
Статьи о каллиграфии

Интервью с Алексеем Шиханцовым

🗯Расскажи о своей семье. Как получилось, что твой выбор пал на филологию и лингвистику? Это влияние родителей или только твое решение? Почему не IT, не инженер, не архитектор, например?

Я вырос в обычной семье: отец – военный строитель, прекрасный специалист старой закалки, до сих пор (в свои 68) работает в строительной компании; мама – экономист, после рождения моей младшей сестры полностью посвятила себя нашему воспитанию, дому и садоводству, и об этом не жалеет. У меня с детства была склонность к гуманитарным областям, в школе был лучшим по языкам, литературе и истории, писал стихи. Изначально я планировал прокачать языки на филфаке МГУ, защитить диплом по литературоведению и потом пойти на вторую специальность искусствоведа, чтобы дальше работать с музеями и галереями – но по пути что-то пошло не так:), я закончил специалитет как лингвист (в 2008м, с английским и финским языками) и пошёл в аспирантуру также по лингвистике. Уже тогда я начал вести занятия на вечернем отделении и подготовительных курсах, по рекомендациям появлялись и первые частные ученики. А дальше были защита кандидатской диссертации, научная деятельность, годы преподавания в НИУ ВШЭ и МГУ – вплоть до полного перехода на фриланс к 2022 году.

🗯Помнишь ли ты свое самое первое знакомство с каллиграфией? Что это было? Красивый ролик в соцсетях, книга или что-то еще?

Честно скажу, что не помню:)) Всё вообще началось с того, что, однажды случайно оказавшись в магазине «Леонардо», я увидел на обложках книг новое для меня слово «леттеринг», потом забил его в поиск и начал изучать тему. Так я узнал, что вообще есть такая сфера творчества, что буквы могут иметь художественную ценность и что их можно создавать по-разному (не только рисовать, но и писать).



🗯Какой стиль и чем именно зацепил тебя настолько, что ты решил попробовать себя в красивых буквах?

Сейчас сам уже в это с трудом верю, но это была современная каллиграфия кистью и рулинг-пеном. Моим кумиром – как и у многих новичков – был Лука Барчеллона, а среди моих первых обучающих материалов были прописи для брашпена от немецкого мастера Snooze One (очень экспрессивный стиль на базе граффити-тэгов) и книга Виктора Фицнера «Экспрессивная каллиграфия». Прямо скажем, не самые подходящие варианты для начала:)) Хотя такая непосредственная передача эмоций на письме была созвучна, душевное состояние в тот период было такое. К счастью, я очень много читал и смотрел, в этом новом мире букв мне было интересно всё, и я вскоре понял необходимость твёрдой базы в классических стилях, а также начал видеть красоту нюансов в «правильных» формах.

🗯Сколько стилей в твоем арсенале на сегодняшний день?

Сложный вопрос, потому что критерии и границы стилей письма могут быть очень подвижными и спорными. Кроме того, не так уж просто сказать, вошёл ли данный стиль уже «в арсенал» или ещё в процессе:) Но если следовать неким общепринятым обозначениям, то изученных стилей у меня около 20ти: римский курсив, квадрата, унциал, каролингский минускул, базовое письмо, текстура, фрактура, бастарда, ротунда, готический курсив, сивилитэ, гуманистическое письмо, рондо, бизнес-курсив, спенсериан, копперплейт, устав, скоропись, вязь.


🗯Расставь их порядке от самого-самого любимого, до «просто чтобы уметь».

На данный момент мне ближе всего готические стили письма, я хорошо их чувствую и знаю, они пишутся как бы «по умолчанию». Далее – очень похожие друг на друга гуманистическое письмо и базовое письмо Джонстона, хочется уделить им побольше времени, чем получается сейчас. С ними за второе место спорит ранний устав – очень требовательный к технике, настрою и состоянию, его как раз не попишешь с ходу и запросто. Следом поставил бы квадратное капитальное и поздний унциал, схожие с уставом по торжественности и огромной внутренней энергии. Наконец, есть стили, скорее, относящиеся к чистописанию, нежели к каллиграфии, но я их очень люблю и с удовольствием пишу просто для себя, для разминки – это канцелярское рондо (очень популярное в России на рубеже XIX-XX вв., отличный пример повседневного письма плоским пером) и американский бизнес-курсив перьевой ручкой. Кстати, рондо и бизнес-курсив – идеальные варианты для старта в каллиграфии с нуля. А вот всё, что для острого пера – копперплейт, спенсериан, письмо Мадараса, скоропись – пока идёт в категорию «просто чтобы уметь»:))


🗯Назови три качества, которые ты в себе больше всего любишь

Я всегда фанат своего дела; тому, что меня увлекло, я отдаю себя целиком и изучаю до самых глубин. Быстро всему учусь, продолжаю меняться и развиваться. В том, что для меня действительно важно, я никогда не сдаюсь. А ещё люблю радовать и вдохновлять людей – иначе, наверное не смог бы преподавать


🗯А теперь три качества, от которых хотелось бы избавиться.

Не думаю, что в свои 37 я уже могу от чего-либо избавиться:) Нам вообще стоит больше воспринимать личность как динамичное целое; не копаться в себе, а направлять свои лучшие ресурсы на осмысленное делание, на рост и становление.




🗯Какие еще стили ты бы хотел освоить и почему?

В ближайших планах – онлайн-курс Дениса Брауна по кельтскому полуунциалу и гибридному почерку на его основе. Именно кельтский полуунциал (или островной маюскул) многие считают вершиной западноевропейской каллиграфии допечатной эпохи. Хочется ещё больше прокачать с Денисом технику, а также, смотря на пример его гибридизации полуунциала с италиком, самому поискать какие-то варианты для трансформации устава. Италик тоже собираюсь осваивать – не особо горю желанием, но просто надо. Так уж исторически сложилось, что в контексте латиницы италик – первое, с чем у большинства людей ассоциируется слово «каллиграфия». Если брать стили вне латиницы или кириллицы – давно заглядываюсь на монгольскую каллиграфию, и ещё вижу большой потенциал для экспериментов в глаголице.


🗯Расскажи о своих учителях. Кто оставил неизгладимый след и повлиял на твое творческое становление?

Их у меня было очень много, отечественных и зарубежных – за три года я прошёл, наверное, десятилетку курсов и мастер-классов:)) В том числе по «остроконечным» стилям - с Настей и Надей в Figaro. Если же брать мой основной инструмент (плоское перо), то основы, первые упражнения, первый освоенный исторический почерк (унциал) – всё это было на индивидуальных занятиях в зуме с Александром Боярским. Определённое направление мне задали в самом начале и статьи на сайте Елены Алексеевой, а также её онлайн-курс вязи, научивший не только писать и читать вязь, но и смотреть на работу глазами каллиграфа. Очень важны были очные интенсивы с Анной Уппит в Санкт-Петербурге – это атмосфера, в которой раскрываешься, начинаешь дышать и говорить через письмо. На курсе Сабины Алияровой смог, наконец, наладить отношения с готикой и гораздо шире начал видеть возможности композиции. Уже в этом году благодаря Ольге Варламовой освоил устав и повысил требования к себе – по сложности работы, вниманию к деталям, историчности. Но по совокупности проведённого вместе времени, полученных навыков/советов/критики – думаю, больше всего я учился очно в Москве у Елены Анфимовой, и особенно ей благодарен за рост моей творческой свободы и доверия к себе.


🗯В твоем бешеном ритме – работа, учеба, остается время для личных проектов? Расскажи о них.

Всё моё время поделено между преподаванием языков и каллиграфией, которая сама как отдельная жизнь, включает в себя и работу над собственными задумками, и работу для других людей (курсы, заказы), и обучение (сейчас это буквицы и орнаменты с Таней Кроссингем). Ну и совсем чуть-чуть остаётся на культурную и социальную жизнь:)


🗯Расскажи о курсе, который ты разработал для школы.

Это курс фрактуры – самого артистичного стиля готики, одновременно агрессивного и изящного. Хотелось создать максимально качественный обучающий материал, который и подошёл бы для новичков, и предложил бы что-то интересное более опытным каллиграфам. Поэтому я не жалел времени на поиск оптимальных форм в письме, анализ программ существующих курсов, изучение исторических образцов и существующей литературы о фрактуре. Пригодился и мой уже 17-летний опыт создания учебных программ и подачи материала. Не хочу пока раскрывать всех карт, но можете не сомневаться: дело не ограничится одним разбором строчных и заглавных букв и написанием слов:) Будет и подробная лекция об истории стиля, и орнаментальные упражнения плоским пером, и творческие задания, и работа альтернативными инструментами (в т.ч. плоской кистью и маркером), а также подробный раздел о композиции – с теорией, анализом примеров (исторических и современных) и практикой. Каждый сможет окончить курс с огненной финальной работой – будь то рукописный лист в историческом духе, холст с геометрической композицией или дизайн принта.




🗯Расскажи какой ты преподаватель – строгий и беспристрастный или добрый друг всех студентов?

Я всегда за нормальные человеческие отношения между преподавателем и студентами, за возможность неформально пообщаться о предмете и о жизни – но при условии, что обе стороны выкладываются на 100% в процессе обучения. По отношению к домашним заданиям и результатам практики – да, я строг и беспристрастен. Критика работы человека – это не критика его самого как личности, и в конечном счёте студенты и приходят на учёбу за беспристрастной проверкой их работ и объективной критикой, которая укажет им на слабые места и поможет стать лучше.


🗯Что, кроме каллиграфии, есть в твоей жизни? Книги, фильмы, музыка, путешествия?

Второе по значимости для меня искусство – это музыка. Когда-то была и первой: я полупрофессионально пел в хоре, концертировал, делал свои гармонизации для хора, даже пробовал сочинять песни и собрать свою группу. До сих пор всегда готов студийно записать вокал и всегда первый в очереди на караоке:)) Тренировки практически всегда пишу под музыку, и она может быть самой разной – от классического рока и экстремального металла до соула и финской попсы. Хорошо знаю классическое изобразительное искусство и интересуюсь современным (особенно стрит-артом), хожу на выставки. Очень вдохновляет меня и архитектура. Ещё я большой фанат тенниса – слежу за всеми женскими и мужскими турнирами, знаю всех игроков, сам немного умею играть. Никогда не оставлю без внимания что-либо, связанное с любимыми вселенными: «Властелин колец», «Игра престолов», «Гарри Поттер», «Звёздные войны», Warhammer. Наконец, в этом году как-то стихийно, через подписки на бразильских каллиграфов и музыкантов, началось и изучение португальского…



🗯Дай немного мотивации начинающим каллиграфам (это может быть какая-то фраза, личный опыт, все, что угодно)

Любите каллиграфию, всегда делайте выбор в её пользу, и она обязательно ответит вам взаимностью. Проще относитесь к своим тренировкам и работам, но на каждом листе показывайте лучшее, на что способны. Не торопитесь – и не останавливайтесь. :)

🗯Покажи свои самые любимые работы

Прямо сейчас меня очень радуют две. Одна –композиция на финском,Mä en haluu kuolla tänä yönä («Я не хочу умирать в эту ночь»), её до 7 ноября можно увидеть в галерее «Загорье». Работа как по-своему уникальная (каллиграфия с финским текстом на выставке в Москве, да-да), так и очень личная: любовь к жизни, готический курсив, музыка финского – всё прямо моё и про меня.И моя самая недавняя работа, It’s a fight – на слова одной из любимых песен, основной текст выполнен как раз той фрактурой, которая будет в прописях моего курса.




Ссылка на курсы школы