💬: Расскажи о своём пути в каллиграфии: с чего начинала, как развивалась, какие стили освоила первыми?
Любовь к каллиграфии появилась еще в школе, потому что мой учитель по русскому и литературе делал очень красивые стенды, на которых писал копперплейтом. А леттерингом я сама занималась дома: переписывала по-разному названия прочитанных книг. Конечно, слов "копперплейт" и "леттеринг" я тогда не знала.
Десять лет назад я увидела набор на очный обзорный курс по каллиграфии и сразу записалась на него. Первым каллиграфическим стилем, который я попробовала, стал… римский капитальный плоской кистью. Потом были итальянский и английский курсивы.
Я сразу поняла, что хочу глубоко погрузиться в эту тему, поэтому искала разные школы, преподавателей. Люблю один стиль изучать с разных сторон. Тот же копперплейт я проходила у пяти преподавателей, один курс был даже у каллиграфа из США.
💬: Какой стиль каллиграфии тебе наиболее близок и почему? Есть ли стиль, который ты считаешь самым сложным для освоения?
Одного самого любимого стиля нет. Кисть, италик, копперплейт, русские стили – выбрать почти невозможно!
Есть стили, которые нет смысла осваивать в самом начале пути, например, римский капитальный стиль. Потому что вы его и применить мало где сможете, и штрихи такие сложные нужно тренировать после серьезной базы.
По опыту учеников, непросто им давалась рустика, вернее, штрихи, где нужно разворачивать перо. Хотя мне лично она не кажется сложной.
Многие считают, что очень сложно освоить современную каллиграфию кистью, но с этим я уже не соглашусь. Потому что мои ученики всегда с неё начинают, пишут брашем даже дети.
💬: Ты владеешь стилями, от древнерусской до европейской. Можешь ли ты сравнить технику и философию этих стилей? В чем их основные отличия?
Я осваивала эти стили группами. Сначала базу европейских, потом древнерусские. И это своеобразное переключение между мирами. Мне гораздо сложнее было бы углубиться в древнерусские стили, если бы в университете (мое первое образование — филологическое) мы не изучали старославянский, древнерусский, письменные памятники того времени. Древнерусские стили с этой точки зрения мне, конечно, ближе. Я путешествую по России, часто бываю в монастырях, собираю фото росписей и артефактов.
О философии древнерусских стилей мне известно гораздо больше — можно изучить и надписи на полях книг, да и по самим формам букв много можно сказать. Взять хотя бы скоропись!
Отвечу так — писать древнерусские стили просто так, повторяя образ букв, не получится, вам сразу же придется как минимум узнать, что там за знаки в текстах. А вот копперплейт в современном виде все-таки можно писать, просто повторяя буквы (хотя знать его историю тоже необходимо).

💬: Насколько твой подход к обучению различается в зависимости от стиля каллиграфии?
Есть более свободные стили, например, модерн и современная каллиграфия кистью, где можно давать ученикам больше свободы. Я часто прошу придумать самим новые вариации для букв. Но, например, при освоении исторических стилей мы всегда четко опираемся на письменный памятник (или несколько), который выбрали, там подход к изучению стилей более строгий.
💬: Как ты адаптируешь свои методы преподавания под разные уровни подготовки студентов?
Если это личная работа, то даю разные задания, выбираю стили, которые ученик на данном этапе может освоить. К детям вообще нужен особенный подход, в конце урока могу дать и художественную игру. Главное — поддержать, не отбить желание заниматься.
У меня есть ученики, которые сами преподают потом детям и берут заказы, к ним, конечно, и требования другие. Сейчас я стала помягче, но вообще прошу переписывать много раз до нужного результата всех учеников.
💬: Что, по твоему мнению, самое сложное в обучении каллиграфии? Какие распространённые ошибки допускают новички?
Самая главная ошибка новичка и проблема — регулярность занятий и мотивация. Часто люди не понимают, сколько реально надо заниматься, чтобы получить результат. Что один раз в неделю час-другой — это провальная стратегия. И лучше сразу найти преподавателя, чем самостоятельно на низком уровне и медленно осваивать какой-то стиль. Я это часто вижу именно в каллиграфии кистью.
💬: Есть ли у тебя специальные методы для развития творческого потенциала учащихся?
Конечно. Но это не какие-то секретные методы, у меня два педагогических образования, которые помогают. Например, я часто совмещают рисование и каллиграфию, включая каллиграфическое рисование в занятия. Стараюсь узнать, что интересно ученикам и всегда даю много дополнительных заданий «для жизни». Не просто написать буквы, а сделать открытки, постеры, узоры. Ученики делали карточки на свадьбу своим родственникам, композицию для футболок, рекламу в магазин и так далее.
💬: Расскажи о наиболее интересных проектах, над которыми ты работала. Какие заказы тебе нравятся больше всего?
Больше всего мне нравятся проекты, которые потом живут в материале. Календари, надписи на одежду, конечно, книги. Роспись храмов.
В 2024 году было несколько интересных проектов. Например, один с русским стилем, где удалось применить и вязь, и скоропись, и леттеринг, даже каллиграфию кистью. В другом проекте для ежедневника я делала и рисунки, и каллиграфию двумя стилями. Такие проекты я очень люблю!

💬: Как ты работаешь с клиентами? Как определяешь стиль и технику каллиграфии для конкретного проекта, если нет референса?
Это два разных больших вопроса. Если кратко, то в первую очередь я подробно узнаю у клиента, какой результат он хотел бы получить. И если у него нет референсов, то присылаю свои варианты, как я это вижу. Я считаю, что какие-то договоренности о стиле должны быть изначально, иначе можно бесконечно делать разные варианты.
Стиль проекта зависит от многих факторов. Если это книга, то от иллюстраций, от текста, от настроения самой книги. Каллиграфический стиль должен подходить и с исторической точки зрения.
💬: Приходилось ли сталкиваться со сложными или необычными заказами? Как ты их решала?
В каллиграфии каждый третий заказ — необычный. Однажды мне привезли книгу конца 19 века, чтобы я на ней сделала надпись. О том, что книга такого возраста, я узнала только когда ее распаковала. Было очень страшно писать внутри на форзаце, но получилось отлично.
Недавно попросили сделать надписи на открытках. И тоже только при встрече признались, что открытки 19 века и для кино… Вариантов особенно не было — берешь и делаешь.
Еще был необычный заказ, когда я писала два листа нот и текста для известного артиста на юбилей. Ноты пока больше никто не заказывал.
Самые сложные и нервные заказы — съемки в кино. В прошлый раз я почти не видела, что писала, потому что нельзя было подвинуть меня или камеру. И даже если получилось не очень хорошо, то переснимать дубли не будут, т.к. у режиссера может быть другое представление о прекрасном.

💬: Как ты оцениваешь стоимость своих услуг? От чего она зависит?
От потраченного времени и сложности стиля, которым нужно будет писать текст. Еще от цвета и сложности работы в целом, например, на белой бумаге будет дешевле, чем на черной.
Сейчас я уже представляю, сколько времени уходит на разные стили и размеры.
Отдельная тема — диджитал это или живые материалы. Если диджитал, то нужна ли векторизация? Самое дорогое, что я делаю — это как раз надпись с последующим переводом в вектор.
💬: Как, по твоему мнению, меняется мир каллиграфии сегодня? Какие новые техники или стили появляются?
Я считаю, что сначала надо освоить то, что придумали до нас. Большой интерес к русским стилям, появившийся в последние годы, тут очень к месту. Многие ищут свой авторский стиль в рамках уже существующих, переосмысливают их.
В современной каллиграфии есть, конечно, куда развиваться. Но часто в современной каллиграфии люди используют приемы друг друга, поэтому становится скучно на это смотреть. Интереснее нюансы переосмысленной исторической каллиграфии.
Многие сейчас переводят каллиграфию в керамику, ювелирные украшения и так далее, это очень интересно!
💬: Как ты используешь современные технологии в своей работе (например, графические планшеты, цифровые инструменты)?
Я использую графический планшет Wacom, сканер и фотошоп при работе c живой каллиграфией, когда перевожу её в цифровой формат. Многие заказы я сразу делаю в цифровом виде, использую для этого iPad Pro.
💬: Какие новые цели ты ставишь перед собой в развитии своих навыков каллиграфии?
Я бы хотела сейчас больше развивать монолинию, уделить внимание римскому капитальному стилю. И хотелось бы больше делать законченных работ, а не просто тренировать определенные стили. Хорошо было бы поработать в крупном масштабе.
💬: Мы знаем, что ты увлекаешься рисованием, модой и музыкой. Как эти увлечения влияют на твою каллиграфию? Видишь ли ты какие-либо связи или пересечения?
Музыкой я действительно увлекаюсь, модой больше с точки зрения поиска своего стиля. А рисование я не назвала бы увлечением, это часть профессии. Скорее мои увлечения очень влияют на мой стиль и внешний вид, а не наоборот. И только музыка влияет на всё сразу.
Я часто беру цитаты из текстов песен. Сейчас увлеклась оперой, думаю, что скоро появятся и работы, сделанные под впечатлением после походов в Мариинку и Большой театр.
Художники чаще вдохновляют на художественные проекты, хотя после выставок «Васнецовы» и «Адепты красного» появилось несколько идей для каллиграфических композиций.
💬: Расскажи о своем творческом процессе. Как ты находишь вдохновение? Вообще считаешь ли ты, что вдохновение – это важная составляющая творчества? Как переходишь от идеи к готовому произведению?
Бывает по-разному. Иногда я понимаю, что хочу (или надо) сделать работу на выставку, например. Тогда в первую очередь я выбираю стиль, которым будут писать, от этого уже зависит выбор текста и дополнительных деталей. В этом случае вдохновение приходит обычно уже в процессе.
А бывает так, что вдохновляет книга, цитата, песня, тогда уже стиль каллиграфии, материалы подбираются под нее.
От идеи к произведению я переходу через черновики и эскизы. Раньше и по 20 вариантов делала, и больше.
💬: Знаком ли тебе творческий кризис? Как справляешься?
Такого, что мне не хотелось писать, не было за эти 10 лет. Зато с рисованием были кризисы, я в это время переключалась на каллиграфию. Новое обучение, даже не всегда ради знаний, тоже очень хорошо работает. Люблю рисовать/писать в компании единомышленников.
💬: Какие личные качества необходимы успешному каллиграфу?
Терпение, работоспособность в первую очередь. И если это успешный человек (не только каллиграф), то смелость и пробивной характер.
💬: Как ты справляешься с трудностями и стрессовыми ситуациями при выполнении сложных заказов или преподавательской работы?
Во время занятий было разное, особенно с детьми. Очень помогла практика и работа в школе. После школы ты готов почти ко всему…
Во время стресса поддерживает муж, я делюсь с ним всеми трудностями. И несколько подруг, которые тоже погружены в каллиграфию. Но если это действительно серьезная ситуация и не помогает ничего, то прорабатываю с психологом. Я человек очень впечатлительный, так что это хорошо помогает успокоиться. Или иду на занятия по вокалу, тоже отлично работает.
💬: Если бы ты могла выбрать в какую эпоху родиться, то какая? И почему?
Разве что в будущем, когда изобретут лекарства от всех страшных болезней. Вообще я выбрала бы наше время (желательно до ковида), когда есть интернет и доступ к огромному количеству информации. А у женщин возможность самим решать, чем заниматься в жизни.
💬: Ситуация. Ты заходишь в творческий магазин, где есть все что угодно для творчества. Что в первую очередь ты понесет на кассу.
Я очень люблю ходить в такие магазины. А так как и рисую, и пишу, то покупаю много разного. Не могу пройти мимо скетчбуков, разной цветной туши или чернил, наборов акварели (зачем мне столько?!), а еще постоянно покупаю новые держатели для пера в коллекцию и ручки.
💬: Дай напутствие тем, кто только начинает свой путь в каллиграфии
Если вы приходите в каллиграфию с мыслью быстро получить другую профессию и начать зарабатывать, то вас ждет разочарование. Лучше настраивайтесь на удовольствие от процесса, от красоты букв, на творчество. И на серьезную регулярную работу для хорошего результата.
А ещё сразу начинайте с правильных инструментов и поиска преподавателя. Так и быстрее, и приятнее! Всё обязательно получится.
Авторский курсы Надежды:
Курс по каллиграфии кистью
Курс по стилю Глаголица
Также Надежда является преподавателем на курсе по стилю Копперплейт:
Курс по каллиграфии острым пером (Копперплейт)