Статьи о каллиграфии

Интервью с Андреем Щербаковым

2024-11-06 17:42
"Искусство китайской каллиграфии - это способ достижения внутреннего равновесия"
🗯Что вас вдохновило на изучение китайской каллиграфии? С чего вы начинали, как развивались?
Первый интерес к занятиям китайской традицией был продиктован поисками ответов на самые важные вопросы человеческой жизни: в чём смысл жизни, как прожить жизнь достойно, как найти баланс между внутренним и внешним?

Ответы я нашел в философских трактатах даосской традиции: Чжуан цзы, Ле цзы, Лао цзы. Тогда же я познакомился с китайскими натурфилософскими системами пяти элементов у-син и с устройством книги перемен.

Ну а потом появился вопрос о том, что есть красота и как в себе развить чувство прекрасного. Самым настоящим подарком судьбы стала встреча с художником Максимом Парнахом, поделившимся со мной секретом философской живописи у-син. Так я влюбился в это направление и открыл в себе художника. Это было в 2004 – 2006 годах. Кроме того, я заинтересовался практическим аспектом изучения китайской традиции, стал ходить на занятия по ушу и цигун, изучать китайскую чайную традицию.
Однако, чтобы создать полноценную китайскую картину нужно не только уметь рисовать, но и уметь создать каллиграфическую надпись, а ещё лучше – вырезать свою печать. Так я впервые столкнулся с китайской каллиграфией, первые шаги в которой сделал под присмотром опытного мастера Константина Агеева. Тогда же я решился начать изучать китайский язык.

В 2010 году я впервые попал в Китай и с тех пор почти каждый год несколько месяцев в году путешествую по тайным уголкам Поднебесной с группой единомышленников и самостоятельно.

Интерес к китайской культуре привёл меня не только к обучению живописи и каллиграфии у китайских мастеров, но и к эпизодической жизни в Китайских даосских и буддистских монастырях. В 2019 году прошёл ритуал посвящения в даосскую традицию Драконьих Врат. Интерес к китайскому искусству не ограничился практикой, меня очень увлекло исследование истории искусства, в том числе и дальневосточного.

Живопись у-син, каллиграфия, китайский язык, цигун, китайское искусство, путешествия в Китай, изучение даосской традиции - всё это связалось и объединилось в один большой комплекс практик.
🗯В какой момент вы поняли, что готовы передавать свои знания?
В 2008 году меня просто переполнял восторг от внутренних открытий, которые я сделал при помощи живописи у-син за последние два года. Я жаждал возможности поделиться этим с другими. Тогда я ещё работал в офисе крупной строительной компании, поэтому первыми моими жертвами стали коллеги. На первое моё занятие пришло около 100 человек, и с тех пор я стал постоянным ведущим корпоративных тренингов по развитию креативности в этой компании. Уже позже стал преподавать живопись у-син и каллиграфию в йога-клубах, как практику внутреннего развития, ну а потом и своя школа появилась.
🗯Что вас вдохновляет в работе с учениками?
Мне нравится видеть, как люди растут, меняются, как ресурс творчества помогает людям сделать новые шаги в личностном развитии, и что не менее важно – в текущих непростых условиях именно творчество создаёт базовый ресурс для поддержания внутреннего равновесия. За многие годы преподавания я воспитал нескольких художников и каллиграфов, заметных на уровне всей страны, и даже на мировом уровне. Многие сейчас открыли свои школы.
🗯Чего больше сейчас в вашей жизни – творчества или преподавания? Удается ли найти баланс между ними?
Базовая идея китайского чань-буддизма состоит в неотличимости сансары и нирваны. Китайских практик много, но цель у большинства из них одна – привести человека к осознанию того, что вся его жизнь, любое его действие может быть включено в пространство творчества и саморазвития, а базовое разделение на пространство работы и творческую отдушину в корне своём неверно. Хотя, прямо скажем, сохранять подобный высокий уровень осознания в обыденной жизни непросто, это требует достаточно высокого уровня энергии.
🗯Какие иероглифы вам нравится писать больше всего и почему?
Мой любимый иероглиф 寿 "Долголетие", по какой причине я сказать не могу, но мне он очень нравится, каждый раз испытываю высочайшее эстетическое наслаждение, когда его пишу.
🗯Ваш любимый стиль китайской каллиграфии? Что в нем вас привлекает?
Мой любимый стиль каллиграфии – полу скоропись син-шу, а также мягий кай шу мастера Чжао Мэнфу, жившего в конце XIII века. Несмотря на то, что он пережил необычайно драматические события, связанные с монгольским завоеванием империи Сун, царственным отпрыском которой он являлся, многие города были сожжены, многие его родственники – казнены. Но он смог сохранить в кисти мягкую силу, линии его иероглифов подобны ртути и сочетают в себе гибкость, вязкость и текучесть. От его каллиграфии веет размеренностью и спокойствием. Ничто не указывает на большую драму, которую он пережил.
🗯Как китайская каллиграфия повлияла на вашу личность и творчество?
Самое важное чему меня научила каллиграфия – искусству справляться с долгой кропотливой работой. Значительно возросла пауза между внешним раздражителем и проявлением вовне моей реакции. В целом я стал уравновешеннее, спокойнее. Возрос уровень внимания.
🗯Какие самые распространенные трудности возникают у учеников, изучающих китайскую каллиграфию? Как вы с ними справляетесь?
Люди слишком требовательны к себе. Частой является история с разочарованием от отсутствия мгновенных ошеломительных успехов, для многих из нас по-прежнему является новостью, что результат приходит с годами практики. Часто люди ждут от каллиграфии немедленного погружения в медитацию и успокоения, а вместо этого получают заряд внутренней критики из-за того, что рука и пальцы их не слушаются. Кроме того, катастрофически не хватает ресурса внимания.

Методов решения этой задачи несколько. Первый – в том, чтобы чередовать живопись и каллиграфию, игру и строгую практику. Иногда получается объяснить, что практика саморазвития она потому так и называется, что приходится преодолевать себя, и двигаться не рывками, а комариными шажками, позволить себе не торопиться и осознать то, что у нас целая вечность в распоряжении. Бывает, что удаётся объяснить «принцип не деяния», действия, лишённого погони за результатом.
🗯Что вы считаете наиболее важным для успешного освоения китайской каллиграфии?
Прежде всего – терпение, затем – искусство выстраивать намерение на многолетнее обучение, искусство получать удовольствие от присутствия здесь и сейчас, радоваться малым успехам и отказаться от концепции феноменально быстрых достижений.
🗯Нужно ли изучать китайский язык, погружаться в культура страны, чтобы писать каллиграфию?
Вообще– не нужно. И у меня есть даже примеры, когда человеку удалось достичь высокого уровня в искусстве каллиграфии, при этом не изучая китайский. Я всё-таки считаю, что начало серьёзной практики каллиграфии рано или поздно приведёт вас и к изучению китайской живописи, философии и истории, и, конечно же, к изучению языка.
🗯Какую роль играет выбор кисти, чернил и бумаги в китайской каллиграфии? Вообще, насколько это затратное увлечение? Возникают ли трудности с покупкой материалов?
Первый мой учитель в живописи был сторонником радикально дзенского подхода и использовал кисть белочка, ту тушь и гуашь, которую можно достать, учил быть максимально не притязательным к материалам и это конечно же осложнило мои первые шаги. Но пройдя эту ступень, мне удалось вывести искусство обращения с кистью на очень высокий уровень. Но вряд ли кто-то из учеников согласится на такое. Люди и так жалуются, что, мол, времени у них нет, а тут нужно сознательно на год- другой отложить столь желанный результат.

Поэтому мы теперь начинаем с китайскими кистями марки «жёлтый волк», которые умеют держать кончик собранным после мазка, китайской тушью «красная звезда», а в качестве тренировочной бумаги берём газетную немелованную бумагу. В целом цена материалов достаточно приемлема. Дорогие материалы стоит приобретать тогда, когда мастерство достигнет хорошего уровня.
🗯Что вы можете сказать о роли медитации и концентрации в процессе каллиграфии?
Патриарх дзен-буддизма двадцатого века Судзуки называл каллиграфию самым важным типом динамической медитации. Каллиграфия и есть медитация.
🗯Какие основные принципы и техники китайской каллиграфии вы считаете наиболее важными?
Прежде всего стоит понять, что пустота есть форма, а форма есть пустота. Расстояние между чертами столь же важно в каллиграфии, как и искусство написания черт, когда кисть отрывается- следует не забывать сопровождать вниманием движение кистью в воздухе, связывающее черты иероглифа. При написании черт иероглифа стоит обращать внимание как на движение пяточки, так и кончика кисти.
🗯Пять причин, чтобы заниматься китайской каллиграфией
1) Каллиграфия - это одна из самых эффективных медитативных и уравновешивающих практик, наряду с тайцзи цюань, цигун, медитацией, йогой и т.д. Если вы уже занимаетесь чем-то вроде этого, каллиграфия - прекрасный способ узнать чего стоят ваши успехи в медитативных практиках.

2) Учитель говорил мне, что в жизни человека обязательно должно быть то, что вне его планов на жизнь, нечто совершенно бесполезное. Если всё в человеческой жизни подчинено плану достижения, жизнь начинает казаться серой и скучной, человек живёт будущим, а не настоящим.

Китайская каллиграфия - это настоящая практика не-деяния, она невероятно трудозатрата и совершенно бесполезна с точки зрения пользовательской логики «быстро купи – быстро продай». Но именно поэтому она может для вас стать прекрасным ресурсом внутреннего баланса.

3) Развитие тонкой моторики способствует в целом развитию ментальных способностей. Китайская каллиграфия – прекрасно развивает тонкую моторику.

4) Каллиграфия может стать порталом, пройдя через который в окажетесь в сердце традиционной культуры Дальнего Востока. Если вы хотите приобщиться к китайской, японской и корейской культурам, каллиграфия - лучший способ начать.

5) Если вы учите китайский или японский – это прекрасный метод запоминания иероглифов и достижения прогресса в языкознании
Что бы вы посоветовали начинающим каллиграфам, которые хотят освоить китайскую каллиграфию?
Лучший совет начинающим – начинайте! И не бросайте ближайший год, тогда обретёте сказочное сокровище.